Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Типология и структура современного урока

Дата: 23 октября в 21:36

Типология и структура современного урока

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков в современной школе:

  1. Урок изучения нового- традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний- практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний- практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний- семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний- контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями.

Общие требования к современному уроку

Общие требования кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

 Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке —неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Дидактические требования к современному уроку.

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями  учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий для успешного учения учащихся.

Требования к структуре говорят о необходимости:

  1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока, его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
  2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
  3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
  4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
  5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
  6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
  7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

  1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
  2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
  3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
  4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
  5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Урок должен:

  1. быть воспитывающим;
  2. обеспечивать выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
  3. строго обосновывать процесс поиска истины, умозаключения учащихся и учителя должен быть доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
  4. воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
  2. Темп и ритм урока должен быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
  4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
  5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
  6. Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.

Требования к организации валеологически грамотного урока:

  1. Обеспечить санитарно-гигиенические условия в учебном помещении: температурный и световой ре­жимы, влажную уборку и пр.
  2. Обеспечить выполнение нормативов воздушного режима, которые установлены с учётом возраста де­тей, времени года и темпе­ра­туры воздуха в атмосфере;
  3. Проводить для учащихся уроки в режиме сидя-стоя; постоянноследить за осанкой детей; научить их все­гдарасполагать текст не расстоянии 35-45 см от глаз;
  4. Практиковать смену расположения учащихсяв классе в ходе урока. Для этого использовать «демократическое» (по периметру класса), «ко­мандное» (группирование по 3-4 человека), «расслаб­ляющее» (на ковре) и другие формы размещения (у конторок, у по­доконников);
  5. Обеспечить достаточную динамикуурока  – отводить в ходе каждого урока по 5-10 минут на подвиж­ные дидактические игры, инсценировки, динамические паузы, физкультминутки под му­зыку, а также обеспечить движение и перемещение учащихся по классу во время заня­тий;
  6. Иметь в запасе 3-4 комплекса физкультминуток/динамических пауз разной интенсивностии чередо­вать их в зависимости от обстоятельств; привлекать детей к составлению и разучиванию этих комплексов в качестве соавторов, тренеров.
  7. Строго выполнять медико-психолого-педагогические рекомендации при ра­боте с детьми из группы риска, т.е. имеющими хронические заболевания и другие отклонения;
  8. Непосредственно принимать участие в динамических паузах, физкультурных и ва­леологических меро­приятиях вместе с детьми, показывая им (и их роди­телям) примерздорового образа жизни и двигательной актив­ности, со­ответствующей возрасту;
  9. Создать комфортный морально-психологический климат во время пребывания детей в учреждении образования;
  10. Воспитывать у детей оптимизм, жизнелюбие, желание быть здоро­выми, сильными и ловкими, учить их по­лучать радость от каждого прожитого дня, от общения с одноклассниками и взрослыми;
  11. Формировать у учащихся уважение к чужому мнению, даже если его не разделяет большинство, показы­вать личный пример толерантности, терпимости и настоящей интеллигентности;
  12. Педагогически грамотно и тактично использовать все виды оценкиучеб­ной работы и полезного труда учащихся, стимулировать их ра­бо­тоспособность одобрением и похвалой;
  13. Формировать у детей повсеместно – на учебных занятиях, в спорте, на от­дыхе – чувство команды, взаимо­помощи и отзывчивости;
  14. Обращаться к детям по именам, спокойным и доброжелательным то­ном.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

- логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

-используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

- соблюдены нормы педагогической этики;

- темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

- соблюдены гигиенические условия учебного труда;

- созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

- дидактическая задача урока решена.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.