- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Правовой основой настоящего Положения и Школьной службы медиации являются Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь «О медиации», иные акты законодательства.
1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности службы медиации, как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в Государственном учреждении образования «Боровская средняя школа Лельчицкого района» (далее — школа).
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: Конфликт (спор) — сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).
Служба медиации (далее — Служба) — коллегиальный орган, призванный урегулировать конфликты (споры) между участниками образовательных отношений на основании поступившей информации о конфликте, применяющий медиативные принципы, технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики медиации. При необходимости Служба может обратиться за содействием к медиаторам учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» (далее — Центр), учредителем которого является общественное объединение «Бело- русский республиканский союз юристов»
- ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.
2.1. Цели Службы:
- гармонизация межличностных отношений между участниками образовательных отношений в школе;
- формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в школе и за её пределами;
- профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулировании конфликтов и разрешении споров в качестве стороны спора (конфликта).
2.2. Задачи Службы:
- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в урегулирования конфликтов и разрешения споров;
- проведение программ урегулирования конфликтов для участников споров и противоправных ситуаций (далее — медиативные переговоры);
- обучение участников образовательных отношений цивилизованным формам урегулирования конфликтов и разрешения споров и осознание ответственности за свои действия;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о функциях и принципах программ урегулирования конфликтов.
2.3. Принципы деятельности Службы:
- принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон в процедурах по урегулированию конфликтов (споров), в исполнении рекомендаций Службы на принципах добросовестности;
- принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся или совершенном преступлении (правонарушении), о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
- принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии).
- ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ
3.1. Служба состоит из куратора, педагогов и учащихся школы, как правило 7-11 классов («юные медиаторы»). В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявивших желание участвовать в работе Службы и прошедших специальное обучение техникам медиации.
3.2. Кураторами Службы могут быть педагогический работник школы и учащийся школы, прошедшие специальное обучение техникам медиации и изъявивший желание выполнять обязанности куратора Службы.
3.3. Куратор Службы, в случае необходимости, любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте школы и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке учащихся, как правило, 7-11 классов и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация».
- ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ
4.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом.
4.2. С момента поступления информации, указанной в пункте 4.1. настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и медиатором
4.3. Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о проведении медиативных переговоров, то данное решение оформляется куратором Службы в виде записи в Журнале с предложением сторонам конфликта (спора) принять участие в медиативных переговорах
Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении. После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в медиативных переговорах Служба в кратчайшие сроки сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если стороной конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей).
4.4. На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе медиативных переговоров, выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.
4.5. При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече в медиативных переговорах проводятся дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
4.6. Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.
4.7. Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор, рекомендации), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями.
4.8. Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.
4.9. Служба по просьбе администрации может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
5.1. Служба обеспечивается в школе условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед.
5.2. Документация Службы хранится в кабинете педагога психолога.
- ОТЧЕТ СЛУЖБЫ
6.1. Куратор Службы не позднее 18 мая каждого учебного года (за исключением года создания службы) составляет и предоставляет директору,
6.2. Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:
- поступивших в Службу обращений (информации),
- рассмотренных Службой обращений (информации),
- принятых решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров, рекомендаций),
На усмотрение куратора Службы в отчёт могут входить краткие описания примеров обращений (информации) с изменением персональных данных, а именно фамилии, имени и отчества обратившихся, а также описания согласованных сторонами решений по ним.
- ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
7.1. Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя куратора Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.
7.2. Куратор Службы в течение пятнадцати календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы.
7.3. По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.
7.4. Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений директору школы.
7.6. Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений, утвердивших настоящее Положение, для рассмотрения и утверждения проекта о внесении изменений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голосов.
7.7.Данное Положение утверждается Приказом. Также приказом за подписью директора учреждения образования утверждается состав членов службы медиации, определяется кабинет для проведения процедуры медиации, утверждаются документы, используемые службой медиации при работе, иные вопросы, определяющие порядок функционирования службы медиации.