Не сообщайте кому-либо сведения о банковской
карточке, паспортные данные и коды доступа.
В Беларуси участились случаи телефонного мошенничества —
вишинга. Мошенники звонят клиентам белорусских банков,
представляются сотрудниками службы безопасности либо просто
сотрудниками банка, под тем или иным предлогом просят предоставить
данные о банковской платежной карточке, паспортные данные, коды,
приходящие на телефонный номер, логины и пароли от системы
дистанционного банковского обслуживания.
Злоумышленники также могут использовать программы- анонимайзеры. В таком случае при входящем звонке клиент банка будет видеть на своем телефоне номер банка, размещенный на официальном сайте. Вместе с тем мошенники могут подменить не телефонный номер целиком, а одну цифру в нем. Таким образом, клиенту сложнее визуально идентифицировать оригинальность номера банка.
Для большей правдоподобности злоумышленники используют в качестве фона звонка шум работающего колл-центра банка. Один из основных сценариев обмана выглядит следующим образом: при звонке злоумышленник представляется работником банка,
сообщает, что в отношении счета клиента производятся мошеннические
действия. По легенде, чтобы предотвратить несанкционированный
перевод либо снятие денег в банкомате, клиенту нужно предоставить
информацию о банковской платежной карточке либо другие данные.
Еще один сценарий — злоумышленник звонит держателю
карточки и говорит о том, что на его имя якобы оформлен кредит. Для
его отмены также нужна уточняющая информация.
Обращаем Ваше внимание, что при звонке клиенту банк всегда
знает всю необходимую информацию. Сообщать кому-либо
данные о банковской карточке, паспортные данные, коды
категорически запрещено. Как только собеседники начинают
узнавать подобную информацию, рекомендуем завершить
звонок и перезвонить на номер банка, указанный на его
официальном сайте.
Кроме того, акцентируем внимание, что мошенники выманивают
деньги через взломанные страницы или страницы-клоны («фейковые
страницы») в социальных сетях — якобы от имени друга приходит
сообщение с просьбой дать данные банковской карточки для перевода
денег. Злоумышленники также могут притворяться покупателями: под
маской заинтересованности они обращаются к продавцу и говорят
о намерении купить его товар в интернете. Продавцу предоставляют
ссылку, перейдя по которой клиент вводит свои реквизиты, и тем самым
передает их злоумышленнику. В дальнейшем мошенник использует
их для денежных переводов.
Зафиксировано немало случаев, когда злоумышленники просят
мобильный телефон под предлогом звонка, а затем устанавливают на
него программное обеспечение для несанкционированных денежных
переводов. Волна звонков телефонных мошенников продолжается.
Отдел по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий
рекомендует проявить бдительность, никому не передавать
конфиденциальную информацию.
ОРПСВТ КМ УВД Гомельского облисполкома