Тест: Кто вы для своего ребёнка?
Приятель, Босс или Авторитет?
Личность человека также индивидуальна, как отпечатки пальцев. Темперамент и опыт влияют на то, как родители относятся к детям, и как дети реагируют на старания мамы и папы. Каждый родитель обладает собственным стилем воспитания. Этот тест поможет разобраться, какие принципы взаимодействия с детьми вы считаете правильными
На каждый вопрос выберите ответ, который кажется вам правильным:
1А. Ребёнку нужно только одно — чтобы его любили.
1Б. В семье необходимы правила и дисциплина.
1В. Ребёнок нуждается как в любви, так и в ограничениях.
2А. Когда ребёнок не слушается, я постараюсь понять его.
2Б. Когда ребёнок не слушается, его нужно наказать.
2В. Когда ребёнок не слушается, родители должны использовать эту ситуацию, чтобы научиться лучше общаться друг с другом.
3А. Я не обращаю внимания, когда дети относятся ко мне без уважения.
3Б. Дети должны уважать родителей. И моя задача — обеспечить это.
3В. Когда ребёнок ведёт себя плохо, я стараюсь выслушать его и понять, что стало причиной такого поведения. Возможно, он проголодался или испытывает стресс.
4А. Детей бесполезно наказывать. Всё, что им необходимо, это любовь и понимание.
4Б. Начнёшь баловать — испортишь ребёнка. Иногда в интересах детей наказать их.
4В. Дети должны знать, к каким последствиям приведут их поступки. Но наказания не учат ничему полезному.
5А. Я не устанавливаю особых правил для детей. Мы во всём разбираемся по ходу дела.
5Б. Я взрослый, а значит, моя обязанность — установить в семье правила.
5В. Я обсуждаю с детьми правила и то, как обеспечить их выполнение.
6А. В нашей семье нет правил без исключений, поэтому их часто нарушают.
6Б. Законы не должны всем нравиться. Их просто надо выполнять.
6В. Для меня важно, чтобы дети понимали правила, принятые в нашей семье.
7А. У нас не так много правил. Одним нарушением больше, одним меньше — это не проблема.
7Б. Когда ребёнок нарушает правила, его следует наказать. Это мой родительский долг.
7В. Когда дети нарушают правила, я учитываю контекст. Прежде чем перейти к последствиям, я выясняю, что случилось, и пытаюсь понять точку зрения ребёнка.
8А. Мои дети не всегда выполняют домашние обязанности, но что я могу с этим поделать? Это же дети!
8Б. У каждого ребёнка в нашей семье есть обязанности. Он должен их выполнить, прежде чем получит какие-либо привилегии. И никаких исключений!
8В. Я ожидаю, что дети выполнят свою часть домашних обязанностей, но готов выслушать их предложения и пойти им навстречу.
9А. Мне часто приходится подкупать детей, чтобы заставить сделать то, что я от них хочу.
9Б. Мои дети прекрасно знают, что будет, если они не выполнят то, что им велено.
9В. Мы разработали систему ожиданий и последствий, которая работает эффективно.
10А. Я потакаю детям и часто иду на уступки.
10Б. Никаких переговоров. Я родитель и я устанавливаю правила.
10В. Мы тратим много времени на переговоры, обсуждая семейные правила и последствия их нарушения. Для меня важно, чтобы дети понимали, что от них хотят, и отвечали за последствия.
Итак, к какому типу родителей вы относитесь?
А Если большинство ваших ответов «А», у вас попустительский стиль воспитания. Вы для детей скорее Приятель, чем мать или отец. Вы любите своих детей и хотите для них лучшего. Вам кажется, что любые ограничения излишни, предпочитая жить в атмосфере гармонии.
Б Если большинство ваших ответов «Б», вы авторитарный Босс. Вы предоставляете детям структуру, необходимую, чтобы они выросли, впитав ваши ценности. Вы видите свою роль в том, чтобы быть командиром и наставником детей, а не их другом. Поэтому вы не считаете необходимым объяснять правила и обсуждать приказы. Когда дети не подчиняются, ваша задача — добиться, чтобы они были должным образом наказаны.
В Если большинство ответов «В», вы попадаете в категорию Авторитет. Вы хотите, чтобы ваши дети чувствовали себя любимыми, но признаёте, что им необходимы ограничения, пока они не станут достаточно взрослыми, чтобы позаботиться о себе. Вы избегаете угроз и наказаний, используя позитивное подкрепление. Авторитетные родители ожидают сотрудничества, предлагая детям эмоциональную поддержку. Когда дети ведут себя плохо, они готовы потратить время, чтобы выслушать и разобраться в их проблемах. Они требовательны, но в то же время чутко реагируют на потребности детей.
Какой подход эффективнее и почему?
Семейные психологи установили, что к лучшим результатам приводит категория «Авторитет». Даже если один из родителей придерживается этого стиля, дети с большей вероятностью вырастут независимыми и социально успешными. Они реже испытывают депрессию, приступы тревоги или склонность к антисоциальному поведению. Дети авторитетных родителей эффективнее решают проблемы, они более чуткие, отзывчивые и добросовестные.