Технологии интенсивного обучения
Технологии организации образовательного процесса при интенсивном обучении |
|||
Технология |
Ключевые понятия |
Цель (условия) |
Алгоритм реализации (методики реализации) |
Технология проектного обучения |
Проект Образовательный проект сотрудничество |
Создать условия, при которых учащиеся: 1)Самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников 2)учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач 3)приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах 4)развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения) |
1)разработка проектного задания 2)Работа над проектом в группах 3)защита проекта 4) Подведение итогов деятельности |
Технология проблемного обучения |
Проблема Проблемная ситуация Проблемное обучение |
Это не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности обучающихся и развития их творческих способностей. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность на до создать и соответствующие внешние условия. Начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация |
1)Создание проблемной ситуации 2)Принятие проблемы к решению 3)Решение проблемной задачи 4)Применение нового знания |
Технология коллективного взаимообучения |
Самостоятельная работа Взаимообучение Динамическая пара |
Диагностика умений: умение работать с новым текстом, структурировать текст, отбирать и объяснять новый материал Формирование умений делового общения: высказываться конкретно, информативно, точно формулировать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести конструктивный диалог, взаимопомощь и взаимоподдержка; Усвоение информации по предложенной теме |
1)Вводная лекция-инструкция 2)Индивидуальная работа с текстом 3)Работа в парах сменного состава 4)Групповая работа 5)Мини-конференция 6) Подведение итогов |
Технология модульного обучения |
Модульная программа (систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения) Модуль (1: устное изложение учителем основных вопросов, тем, раскрытие узловых понятий; 2) использование теоретического материала при выполнении упражнений: самостоятельные и практические работы, где обучающиеся по руководством преподавателя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют; 3) предварительный контроль знаний, повторение и обобщение темы, возможна работа с компьютером, индивидуальные карточки, тесты и т.п.; 4) контроль знаний) Учебный элемент (это шаг к достижению интегрирующей цели занятия, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута) |
Жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организация работы учащихся с учащимися с полными, логически завершёнными учебными блоками |
1)Определение места модульного занятия в теме 2)Формулировка темы учебного занятия 3)Определение и формулирока учебного занятия и конечных результатов обучения 4)Подбор необходимого фактического учебного материала 5)Отбор методов и форм преподавания и контроля 6)Определение способов учебной деятельности учащихся 7)Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение частной дидактической цели каждого из них 8)Составление модуля данного учебного занятия 9)Подготовка необходимого количества копий текста учебного задания (модуль должен быть у каждого учащегося) |
Технология развития критического мышления |
Мышление Критическое мышление |
Развитие критических навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в реальной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Способствует повышению коммуникативного потенциала личности. |
1)Вызов (активизация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения) 2)Осмысление (организация деятельности обучающихся на данном этапе реализации технологии направлена на получение ими новой информации, корректировку ранее поставленных целей обучения 3)рефлексия (направлена на реализацию процесса мышления, рождения нового знания, а также постановку учащимися перспективных целей обучения) |
Кейс-технологии |
Ситуация Анализ Анализ ситуации |
Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей внутренней средой. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих условий, последствий, действующих лиц. Подготовка предсказаний относительно вероятного потенциального и желательного будущего. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации. Разработка программ деятельности в данной ситуации. |
Структура кейса 1)Ситуация 2)Контекст ситуации 3)Комментарий ситуации 4)Вопросы или задания для работы 5)Приложения Алгоритм работы с кейсом 1)Ознакомление с текстом кейса 2)Анализ кейса 3)Организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации 4)оценивание участников дискуссии 5)Подведение итогов |
Технология игрового обучения |
Тренинг (экстрим-тренинг, видео тренинг, тренинг командообразования) Ролевые игры (инсценированные, инвертированные) Имитационные игры (игры-симуляции или игры-«катастрофы», деловые игры) |
Целенаправленная деятельность по усвоению определённых знаний, умений и навыков, их применение |
1)Краткое описание 2)Распределение ролей 3)Проведение игры 4)Обсуждение итогов реализации игровой технологии |
Технология реализации рефлексивной деятельности |
Интеллектуальная Личностная Кооперативная Коммуникативная |
Усиление роли рефлексивной составляющей содержания учебных дисциплин, направленное на активизацию эмоциональных переживаний учащимися учебной проблемы; Проектирование на учебном занятии рефлексивнонасыщенной образовательной ситуации, которая побуждает к переосмыслению знаний как ценности Проблематизация содержания учебных дисциплин, что предполагает создание на учебных занятиях такой ситуации, в которой учащиеся убеждаются в невозможности решения учебной задачи известными им способами без приобретения и освоения новых Реализация диалогического подхода, предусматривающего открытость знаний и отношений учителя и учащихся к обогащению опытом переживаний их личностных смыслов Организация активной познавательно-рефлексивной деятельности на учебном занятии, формирующая у учащегося отношение к себе как к субъекту учебной деятельности, от которого, в первую очередь, зависят результаты обучения. |
Рефлексивные методики: Дерево настроения Инфо-прогноз Выбери расстояние Оценочное окно Мини-сочинение Разбери слово по буквам Зашифруй текст Дополни предложение Одни вопросы |
Технология создания временного учебного коллектива |
Оформление места проведения (размещение мебели по кругу) Создание образовательной среды Эффективное взаимодействие |
Знакомство обучающихся Создание психологически благоприятной атмосферы для раскрытия потенциала личности Активизация самооценочной деятельности обучающихся Создание условий для самореализации каждого участника |
«Нормы работы» «Желательно. Обязательно. Нельзя» «Круг знакомств» «Имя и жест» «Имя-аллитерация» «Отыщи того, кто…» «Кто родился в мае…» «Ромашка» «Догадайся сам» «Комплимент» «Слепой и поводырь» «Путаница» «Автобус» «Тропический дождь» |