ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА
Диалог – это вид речи. Его отличает: зависимость от обстановки разговора, обусловленность предыдущим высказыванием, непроизвольность и малая степень организованности.
Диалог – функциональная разновидность языка. Реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками. Состоит из непосредственого чередования реплик.
Словарь Сергея Ивановича Ожегова имеет следующее толкование этого слова ДИАЛОГ – разговор между двумя лицами, обмен репликами.
Основные языковые особенности диалога: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах. Неполнота реплик компенсируется за счёт предыдущего высказывания.
В настоящее время в школе используются 2 формы подачи информации:
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ
Монологическая форма осуществляется через лекции, рассказ, объяснения.
Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии ( спор, обсуждение какого-то вопроса), диспуты ( публичный спор на важную тему), создание проблемной ситуации.
Очень часто процесс общения на уроках сводится к простейшей беседе или расспросу (вопрос учителя – ответ ученика), что затрудняет развитие устной речи школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. Вместе с тем, учащиеся часто испытывают трудности в общении на уроке. Прежде всего, это связано с неумением задать вопрос учителю или однокласснику по теме урока, а также с неумением вести разговор на заданную тему, т.е. начать и поддерживать беседу. Диалогическую речь школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в своей работе различные методы и приёмы диалогического обучения.
Почему именно ДИАЛОГ – способ обучения? Во-первых, потому, что сама речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. Ведь развитие речи – это прежде всего развитие мышления. Сама речь влияет на развитие его же сихических процессов: сосредотачивается внимание, возникает ощущение слова, чувств, которые вызывают слова, тренируют память. Во – вторых, в современном обществе меняются приоритеты образования: Выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Поэтому, понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.
Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как «места встречи людей ( наших учеников ), думающих по- разному?
Во – первых, необходимо помнить, что диалог – есть форма общения. Поэтому, если у педагога есть проблемы общения с детьми, если он осознанно и неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится.
Мы должны вместе с вами, коллеги, решить, какие факторы блокируют общение, а значит, и диалог на уроке?
К таким факторам относятся следующие:
- Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Всё это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога. А также недоверие взрослого к ребёнку: «Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сама ему всё объясню, помогу, подскажу или сделаю за него».
- Отсутствие эмоциональных поглаживаний (т.е. психологических + ) по отношению к ребёнку. Поглаживание – это единица внимания взрослого к ребёнку. Чем больше таких «поглаживаний», тем увереннее чувствует себя ученик; ему комфортно, удобно на уроке с таким учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным « поглаживаниям» можно отнести: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт.
- Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают скучные односложные ответы. Предпочтение в плане разворачивания диалога надо отдавать вопросам открытым, проблемным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ.
- Неумение учителя быть хорошим слушателем (т.е. перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано учеником. А ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его. Для этого мы все пользуемся (я надеюсь) приемами пассивного и активного слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания ( зрительный контакт, кивки головой, слова: « Угу!», « Так!», « Хорошо!», « Продолжай!», « Молодец!»
Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Учитель- диалогист хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, т.е.стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка.
Во-вторых, сам педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности побуждающего и подводящего диалога.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е.помогает сформировать учебную задачу.
В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания – «ловушки», противоречия, ситуации риска, интеллектуального разрыва. Это главное условие возникновения учебного диалога на уроке, т.к. именно проблемная ситуация является начальным моментом мыслительного процесса».
В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:
УЧИТЕЛЬ – КЛАСС;
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;
УЧЕНИК – КЛАСС;
УЧЕНИК – УЧЕНИК.
Самый распространённый вид диалога УЧИТЕЛЬ – КЛАСС требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только учителя.
Вопрос – тема побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, побуждающие к спору.
В формировании проблемы помогает такой интересный приём, как задания-ловушки, различающие ориентацию ребёнка на задачу и действие учителя. Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.
Например, учитель задает детям вопрос и в работе класса присоединяется к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или учитель сам предлагает неверный ответ, Детям предоставляется выбор, либо повторить ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении. Записываем на доске число и проговариваем орфографически: « Пятнадцатое декОбря-проверочное слово « кобра». И выдерживаем паузу.
Наглядным свойством появления проблемной ситуации является «ФЕНОМЕН УДИВЛЕНИЯ». Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребёнка удивление и способствует возникновению вопроса: «Почему так получилось?», « Так не бывает!». А появляется вопрос – значит, ребёнок на пороге мышления. И он не останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Предлагаю проверить безударную гласную в слове « ЗЕМЛ.НИКА», и дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова:
ЗЕМЛЯ, ИЗ ЗЕМЛИ, НА ЗЕМЛЕ. Возникает общеклассная дискуссия.
Возникает вопрос « Как поступить дальше?» Выдвигаем гипотезы:
- Найти слово в учебнике
- Спросить у взрослого
- Проверить написание слова по словарю.
Несколько слов о подводящем диалоге. В технологии РО разработана определённая логика ПОДВОДЯЩЁГО ДИАЛОГА, характерная для уроков постановки учебной задачи.
Различают 3 этапа: 1-создание «ситуации успеха»;
2-возникновение ситуации « интеллектуального разрыва»;
3-фиксация « разрыва».
Давайте разберем наличие этих этапов на примере. По математике мы начали по нашей программе несколько уроков назад темы « УМНОЖЕНИЕ» и «ДЕЛЕНИЕ».
Показываю детям лакомство – шоколадку. Предлагаю конкретную практическую задачу, опираясь на знания детей.
- Сосчитайте число кусочков в плитке шоколада двумя способами?
5+5+5+5=20 4+4+4+4+4=20
5.4=20 4.5=20
Каждый ученик справляется с заданием. Никто не испытывает затруднения.
В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своим знаниям. ( т. е. « СИТУАЦИЯ УСЕХА»)
2 этап- ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИТУАЦИИ « ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗРЫВА».
Но мы идём дальше. Нужно ввести новое арифметическое действие- ДЕЛЕНИЕ. Но мы с ним вообще не знакомы! В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха. ( « никто не может» ). Но это положительная эмоция, т.к. нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.
3 этап – ФИКСАЦИЯ « РАЗРЫВА»,
На этом этапе дети вместе с учителем должны испытать «дефицит своих способностей». ПОЧЕМУ У НАС ВОЗНИКЛА ТРУДНОСТЬ? ( Да мы не знаем – деления! ) ЧТО ЖЕ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
- Давайте поделим лакомство!
( между четырьмя детьми поровну ) Как?
Надо 20:4=5 ( достанется по 5 кусочков)
А если детей 5? Сколько кусочков достанется каждому?
20:5=4
Дети сами находили последующие действия решения задачи! И понимают, что УМНОЖЕНИЕ и ДЕЛЕНИЕ – взаимно обратные действия и затем подкрепляем это чтением правила в учебнике.
Почему ситуация постановки учебной задачи является диалоговой?
Потому что ситуации « успеха» и « неуспеха», которые переживали дети, являются всеобщими ( это происходит с каждым); отсюда вывод: « Я сам не могу, и никто не может, даже учитель, давайте попробуем вместе».
Кроме того, данная ситуация принципиально меняет учебные отношения между педагогом и ребёнком. Вместо отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» появляется отношение «спрашивающий ученик – учитель», помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ. Это принципиально важно, потому что ДИАЛОГ может развиваться только от тех вопросов, которые волнуют самого ребёнка.
« Рискующие» учителя поработать таким образом будут приятно удивлены и убедятся в полезности учебного диалога для детей и для себя.