Критерии эффективного урока
Эффективный урок отличается:
- Тщательной предварительной диагностикой, которая позволяет учителю учитывать все условия, при которых будет проводиться урок, и выбрать наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов.
- Хорошей предварительной подготовкой, взаимозависимостью и взаимной обусловленностью всех его компонентов.
- Конкретной и диагностичной постановкой обучающих целей.
- Ориентацией на разностороннее гармоническое развитие учащихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации.
- Основательным владением учителем учебным материалом.
- Дидактической конструкцией, опирающейся на обоснованные педагогикой закономерности и принципы.
- Напряженной, посильной и умело управляемой учителем работой всех учащихся.
- Опорой на достигнутый уровень обученности и субъектный опыт учащихся.
- Рациональным и целесообразным отбором всех дидактических средств.
- Сотрудничеством, партнерством учителя и учащихся.
- Дифференцированным подходом к ученикам.
- Хорошо налаженной обратной связью.
- Эффективным использованием каждой минуты урока.
Критерии эффективности урока:
- Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.
- Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.
Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.
- Мотивация познавательной деятельности на уроке.
- Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
- Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
- Достижение целей урока.